Сюжет
Синий цвет в искусстве и моде
От Древнего Египта до богемного Парижа, от полотен эпохи Возрождения до современного кинематографа. Рассказываем, каким был путь синего цвета и что он значил в разные эпохи для людей искусства и моды.

Трое людей сидели на пляже и делили мир. Один выбрал царство животных, другой — растений, а третий собирался забрать полезные ископаемые. Пока не заглянул, запрокинув голову, в небо — бескрайнее и бесконечное. По крайней мере, так говорят. Третий в этой истории, похожей не то на народную сказку, не то на романтическую притчу, — конечно, Ив Кляйн, который не только сделал синий цвет основой своего художественного языка, но даже запатентовал собственный его оттенок — international Klein blue. Точнее, особую технологию смешивания краски, которая позволяла синему пигменту воссиять в своем первозданном виде, не заземляя его внутреннее свечение. Синий для Кляйна был абсолютом пустоты — единственной возможной визуализацией «невидимого», шансом прикоснуться к тому, что существует за границами осязаемого, к бесконечности, не требующей никакого успокоительного заполнения. Не зря свои монохромные ультрамариновые полотна он называл «окнами, открытыми в свободу».
С божественным и запредельным синий связывали столетиями. Уже у древних египтян он ассоциировался с высшими силами — боги изображались с синими волосами, бог-создатель Амон — с синим лицом, как порой и его земные наместники, фараоны. Для этого использовался в основном не «египетский синий», первый синтетический пигмент, полученный человеком, а другой оттенок, близкий к ультрамарину. Его получали из ляпис-лазури. В христианской культуре те же ультрамариновые оттенки были символом и божественной воли, власти над человеком — в одежде апостола Петра, — и божественной милости, чистоты и самой веры — в одеждах Девы Марии. И в случае египтян, и в случае христиан цвет был вряд ли выбран случайно: синий пигмент получить было нелегко и доступна краска на его основе была только самым богатым людям, что возвеличивало и обеспеченных, и святых над людьми простыми еще больше. Страдали от этого и лучшие художники того времени: Микеланджело, по слухам, не закончил свое «Погребение Христа» как раз из-за нехватки средств на ультрамарин, а Вермеера до разорения будто бы довели как раз массовые закупки синей краски. С тех пор за синим закрепилась репутация цвета не для всех — символа статуса и власти, который со временем растерял обязательные религиозные коннотации. Поэтому «электрический синий», так любимый Джорджо Армани, — идеальный цвет для всевозможных power suits, «королевский синий» — по-прежнему символ королевской власти, а другие разнообразные оттенки этого цвета одинаково любят политики из самых разных стран мира.

Страсть же Кляйна, набожного католика, к синему часто связывают именно с религиозным наследием цвета. Хотя никаких прямых христианских отсылок в кляйновских бессюжетных полотнах быть не могло, картины-«окна» все же были его приглашением к духовным поискам — путешествию за пределы рационального, в вечное. Подобные поиски, конечно, далеко не всегда приводят к достижению спокойствия и равновесия. И синий на полотнах других художников бывает максимально далек от нирваны. Врубелевский демон, традиционный романтический герой-изгнанник, одет в синее — как и изгнавшие его с небес. Мечущаяся душа, уставшая скитаться, надеющаяся на спасение и отчаявшаяся получить прощение от самой себя, — не секрет, что все тот же Демон, преследуя его, свел с ума и самого художника. На последней картине из серии — и последней в карьере, — где герой предстает поверженным, тот же синий расплескивается по всему полотну, тянется за искореженной фигурой длинным и влажным следом.

Нервное и страстное желание спасения чувствуется и в «синих» полотнах Ван Гога, написанных им в последние годы жизни. В обоих своих «Звездных небах» он словно пытается нащупать путь в вечность через звезды, воспринимая их как разметку на карте, а в чернильно-синем небе «Пшеничного поля с воронами» читается отчаянный итог поиска: спасения и спокойствия художник не нашел.

Совершенно иначе все у Шагала. Вместо того чтобы искать какой-то идеальный мир с идеальной же версией себя, он создал его сам. И синий во всех возможных оттенках стал основой для этого нежного и безопасного пространства, где реальное и воображаемое переплетаются, коровы с огромными и ласковыми глазами кружатся в облаках вместе с любовниками, а ангелы заходят в гости — просто по-соседски. Интересно, что границ между миром реальным и вымышленным Шагал никогда не проводил. Сложно сказать, действительно ли он видел своего голубого ангела, который будто бы когда-то впорхнул к нему в комнату и изменил все вокруг, или тем самым ангелом всегда была его жена Белла — с глазами такими синими, словно упали с небес. Другой человек, описывая встречу с любовью всей жизни, сказал бы, что увидел ее — и все осветилось. Шагал писал, что с Беллой в его жизнь вошли прозрачный голубой воздух, любовь и цветы.

Та самая невинность и святость, которая сделала синий фирменным цветом Девы Марии, на долгие столетия связала его с девичеством — далеко не всегда считалось, как принято сегодня, что девочкам полагается любить розовый, а не голубой. Поэтому диснеевская Золушка, идеал кротости и смирения, носит именно платье оттенка baby blue, поэтому у Феи из «Пиноккио», известной в России под именем Мальвина, волосы не нашей современницы принцессы Жвачки. И поэтому, скажем, героиня Кристины Риччи из «Баффало 66», спасая неприкаянного героя Винсента Галло от окончательного падения в пустоту, одета не в белое, как ангел. На ней небесного цвета комбинация, такие же колготки, вокруг глаз — круги из голубых теней, — потому что она и есть доставшаяся ему по случайности невинная нежная дева, спасительница и муза, а не бесполое, пусть и божественное существо.

Снято на смартфон HUAWEI P20 PRO

Неожиданным образом эта связь голубого цвета с патриархальным идеалом женственности прослеживается даже в аниме. Если девушка с розовыми волосами, появляясь на экране, непременно оказывается смешливой, бестолковой и инфантильной, то синими и голубыми награждают персонажей спокойных и скромных, серьезных и часто ориентированных на семью. Для этой группы героинь есть даже специальное обозначение — «ямато-надэсико».

Еще одно из основных значений синего и всех его оттенков — это, конечно, грусть. Примеров тому и в высокой, и в популярной культуре масса: от «голубого периода» Пабло Пикассо до Голубого Щенка, который грустит, потому что с ним никто не дружит. Вообще мотив инаковости, непохожести на других, которая приводит к отвержению, часто подчеркивается оттенками синего. Джеймс Кэмерон, режиссер «Аватара», сделал кожу народа На’Ви лазурной, чтобы показать их отличие от людей — но не зеленой или серой, как у привычных кинопришельцев, чтобы не отдалять от зрителей слишком сильно, оставив возможность им сопереживать. Мистик из франшизы «Людей Икс» в своей естественной форме тоже была синекожей — и скрывалась за лицами других людей в том числе потому, что считала свое собственное отталкивающим. Даже Синюю Бороду боялись поначалу не из-за страшных слухов о прошлом, а из-за синих волос. Так что, реши какой-нибудь современный режиссер снять о нем психологический триллер, детской травмой — катализатором пробуждения зла оказались бы как раз отвержение и насмешки окружающих.

Именно в холодные оттенки всегда уводят кадр кинематографисты, когда хотят подчеркнуть тоску героев. Те тонут, захлебываются в печали — и в цветах меняется все вокруг. И если в романтичном фильме о любви экран вдруг заливает голубым, можно не сомневаться — эта перемена уж точно не к хеппи-энду. То есть, если кто-то на экране влюбляется в девушку с синими волосами, надеяться на «жили они долго и счастливо» в конце не стоит: остается наслаждаться тем, как любовная лодка красиво и резво несется к обрыву. В «500 днях лета», нестандартной голливудской истории любви, маскирующейся под обычный ромком, акценты-спойлеры были расставлены сразу. Голубой цвет возникал на экране каждый раз, когда появлялась героиня Зои Дешанель. Когда Том просто думал о своей Саммер, вокруг него кружились, как в мультфильмах Disney, птички и все женщины, идущие ему навстречу по улице, вдруг оказывались тоже одеты в голубой. Сама Саммер носила женственные синие платья — режиссер Марк Уэбб подбирал всю гамму картины под цвет ее синих глаз. Главная героиня, когда ее только представляют зрителю, казалась типичной manic pixie dream girl, ожившим клише той самой «настоящей женственности в голубом». А оказалась вдруг полноценной героиней с собственной жизнью за кадром, в которой именно Том — не постоянный, а временный персонаж. Не зря их — Тома и Саммер — цветовые гаммы с самого начала категорически не совпадают: с ней на экран приходит свежий и, как окажется, трагический голубой, с ним — спокойный и уверенный, такой приземленный коричневый.

Абсолютным предшественником «500 дней лета» в деле разрушения любовных киноклише было «Вечное сияние чистого разума», вышедшее пятью годами ранее. У этих фильмов удивительно много общего: и нелинейность повествования, вечные временные скачки, и нестандартный подход к самому вечному сюжету «парень встречает девушку», и эпизодические пересечения реального со сказочным. И, конечно, увлеченность их создателей прямолинейными цветовыми акцентами. Главная героиня «Сияния», Клементина, сменила за полтора часа несколько причесок и цветов. Она даже зачитывала Джоэлу, своему экранному спутнику, названия красок для волос: Red Menace, Green Revolution, Yellow Fever… И, конечно, Blue Ruin.

История, рассказанная Гондри, впрочем, оставляет надежду на счастливый конец. В голубых волосах Клементины уже виднеются полинявшие пряди, с которых цвет почти смылся, — и весь фильм в итоге оказывается историей о том, как двое любящих друг друга людей решают дать друг другу еще один шанс. Возможно, далеко не первый по счету. В этой попытке — и выход из одиночества для двоих конкретных людей, персонажей фильма, и вся двойственность синего, который может означать одновременно совершенно противоположные вещи. Может грусть, а может и надежду — потому что «голубой период», как у Пикассо, заканчивается, а за ним начинается розовый или какой-то еще. Может — божественную волю или человеческое могущество, а может — невинность и чистоту. Строгость и надежность, когда используется для униформы — и девичью хрупкость, когда идет на платье принцессы. Спокойствие, найденное в долгом духовном поиске, — или невозможность его найти, сколько ни ищи.