Сюжет
Ультрамарин в психологии
Особенности восприятия человеком разных цветов начали активно исследовать еще в первой четверти XX века. Разбираемся, могут ли цветовые стимулы влиять на принятие решений, как похудеть с помощью синих тарелок и почему ультрамарин настраивает на творческий лад.

Несмотря на то что с помощью зрения мы получаем от 80 до 90 процентов информации о мире, четко видеть окружающие предметы и других людей человек начинает далеко не с первых минут жизни. Поначалу у младенца перед глазами все расплывается и реагирует он главным образом на яркий свет или его отсутствие. Примерно в возрасте одного месяца он уже относительно умело узнает силуэт матери. Чуть позже формируется представление о том, что такое плоское и объемное, выпуклое и вогнутое. И только к четырем-пяти месяцам ребенок учится различать базовые цвета. После этого он еще в течение полугода постепенно осваивает навык распознавания более сложных оттенков.

Американский психофизиолог Э. Брюс Голдстейн в книге «Ощущение и восприятие» писал, что существуют четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый и, конечно, синий. Именно они в первую очередь попадают на нашу внутреннюю «палитру» — в том числе потому, что ассоциируются с природными явлениями, без которых немыслима привычная для человека реальность. Желтый — с солнцем, зеленый — с травой и деревьями, синий — с небом.

Несколько лет назад было проведено исследование, в ходе которого жителям разных стран предложили выбрать, какой цвет им нравится больше других. В голосовании принимали участие представители многих культур и народов: выходцы из Великобритании, Германии, Австралии, Индонезии, Сингапура. И в каждом из государств с большим отрывом победил синий цвет. Даже в Китае, облик традиционной архитектуры которого построен на сочетании в первую очередь красного, желтого и черного, любимым цветом все равно называли в основном синий.

По всей видимости, это объясняется тем, что синий цвет воспринимается нами как достаточно спокойный, неугрожающий: он напоминает о воде, а созерцание водной глади многим помогает хотя бы на время снизить уровень тревожности. Синий связывают с ощущением стабильности: неслучайно его так часто используют для создания, например, школьной формы или при разработке логотипов компаний, первостепенная цель которых — сформировать у клиента устойчивое ощущение доверия.

Но значит ли все это, что наша психика от природы настроена на то, чтобы воспринимать синий так, а не иначе? Не совсем. Французский историк-медиевист Мишель Пастуро, выпустивший серию книг о том, как менялось на протяжении столетий отношение к разным цветам, пишет, что вплоть до XII века синий отнюдь не был востребованным. И только в годы классического, или Высокого, Средневековья он стал считаться «престижным» и полюбился в том числе витражистам.

Если присмотреться, оказывается, что в трех монументальных витражных «розах» собора Парижской Богоматери много деталей ультрамаринового оттенка. Но странно предполагать, будто в головах мастеров внезапно заработали мозговые структуры, отвечавшие за положительную оценку синего, которые раньше почему-то дремали. Популярность того или иного цвета — явление в первую очередь социального и культурного толка. Если в книгах положительные герои благородного происхождения сплошь голубоглазые, неудивительно, что этот цвет начинает вызывать у читателей симпатию и даже восхищение. Если импрессионисты и кубисты вдохновенно поэтизировали ультрамарин, вполне логично, что он проникал и в моду тех лет.

Снято на смартфон HUAWEI P20 PRO

С другой стороны, восприятие цвета действительно относится к психологическим феноменам, и ученые в разных частях планеты регулярно проводят эксперименты, с помощью которых пытаются разобраться, способны ли цветовые стимулы повлиять на поведение человека. Например, в 2015 году в журнале «Границы в психологии» вышла интересная статья Эндрю Дж. Эллиота из Рочестерского университета (США). В ней автор подвел итоги многочисленных исследований, в ходе которых в том числе выяснилось, что синеватое освещение улучшает концентрацию при выполнении заданий на внимание.

Еще раньше ученые из Университета Британской Колумбии, одного из самых известных вузов Канады, показали, что ультрамарин повышает креативность. В их эксперименте принимали участие шестьсот человек, которых разбили на группы. Каждой группе выдавали задания, показывая их на экране на фоне определенной подложки: красной, синей или нейтральной. Оказалось, что «синие» более успешно справлялись с задачами, для выполнения которых нужно было проявить изобретательность и фантазию.

Более того, считается, что синий цвет — неплохой помощник для тех, кто хочет похудеть. Во-первых, он воспринимается как гораздо более насыщенный, чем белый, поэтому на синюю тарелку нам банально хочется положить меньше еды. Во-вторых, поскольку продуктов, для которых синий цвет был бы естественным, на самом деле очень мало (на ум приходят разве что некоторые виды ягод), он в целом не связывается в нашем сознании с принятием пищи.

В то же время, хотя цветовые тесты на протяжении многих десятилетий используются для определения психологического состояния человека, достоверных научных доказательств того, что они действительно работают, не существует. Безусловно, цветовая перцепция связана с эмоциями, но она очень сильно зависит от индивидуального опыта каждого отдельно взятого человека и культуры страны, в которой он вырос. Даже траурные цвета у разных народов тоже разные.

Примерно по тем же причинам лечебные свойства цветотерапии по-прежнему остаются сомнительными: она, увы, не опирается на научный метод. Когда самопровозглашенный гуру обещает излечить вас от депрессии или другого заболевания путем демонстрации вам цветовых стимулов в каком-то порядке, верить ему точно не стоит. Зато человек вполне может стать для себя персональными «цветотерапевтом», поскольку лучше других знает собственные предпочтения. И если ультрамарин ассоциируется у вас с покоем и постоянством или, наоборот, вдохновляет на свободу творчества, в ваших силах окружить себя предметами этого цвета и сделать его еще одним полноценным источником вдохновения и психологического комфорта.